Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)" ознакомиться
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.
Положение о группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи в МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 "Самолётик" (pdf*) (doc*)
Положение о группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 "Самолётик" (pdf) (doc)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) города Нижневартовска детского сада №52 «Самолётик» на 2021-2022 уч. г. (pdf)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ для детей с задержкой психического развития (ЗПР) города Нижневартовска детского сада №52 «Самолётик» на 2021-2022 уч. г. (pdf)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (ознакомиться)